Мой профессиональный этический кодекс

Вот здесь, в группе «Нарративная практика», произошел очень интересный и важный разговор об этических кодексах психотерапевтов. В том числе, разные участники давали ссылки на известные и близкие им кодексы. Решили еще пособирать информацию и свести воедино разные взгляды на «нарративную этику».

А меня это привело к идее сформулировать словами свой — довольно четкий у меня внутри — кодекс, чтобы те, кто ко мне обращается, могли с ним ознакомиться и знать, чего ожидать.
При этом, по-видимому, его нужно будет составлять отдельно для терапии, краткосрочного консультирования и коучинга. — Там везде своя специфика, хотя много есть и общего.

Из общего:
— Полная и безоговорочная конфиденциальность.
— Работа в интересах клиента и с центром на нем.
— «Не навреди» и бережность.
— Представление о том, что «психологические знания» — это или феноменология (с огромным простором для толкований), или метафоры. То есть душу и сознание никто не видел, не щупал и не знает, как они должны быть «правильно» устроены. Из этого следует очень многое о недирективности.
При этом есть огромное множество этих знаний и практик, которые в какой-то доле случаев прекрасно работают. Так что задача в том, чтобы совместно выбрать подходящие и достичь поставленной цели.

В принципе, об этом у меня много в профиле написано разными словами.

Из нарративного подхода (постмодернистского по сути своей) я точно взял идею неэкспертности помогающего лица («терапевта») и авторской позиции клиента. Проще говоря, специалистом по своей жизни каждый является сам. И терапевт не должен навязывать клиенту свои представления о «правильном» и как-то его «исправлять» под свои мерки. А должен помогать тому двигаться в предпочитаемую сторону.
Оттуда же представление об отсутствии единственно верных идей. Для меня это о том же — не надевать свою кастрюлю на чужую голову.
Идеи (и любую другую информацию) можно предлагать и обсуждать, но нельзя навязывать.

Как расстановщик и специалист по работе с семейной историей я также разделяю многие взгляды, представления и ценности системного семейного подхода и, соответственно:
Этический кодекс Европейской ассоциации семейной терапии (ЕАСТ)

Очень краткий, четкий и понятный, но — в силу своей лаконичности — неточный.
То есть я под ним подпишусь, но очень многое нужно бы развернуть.

Гуманистический подход мне крайне близок. И кодекс здесь подробнее.
«Этический кодекс психолога-консультанта»
(Материал взят из Этического кодекса Профессионального сообщества клиент-центрированных психологов и психотерапевтов.)

Здесь мне многое близко, но некоторое неприемлемо.
Например, я вслед за нарративщиками считаю, что принятие решения о прекращении терапии остается за клиентом.
А в вопросе отсутствия двойных отношений я с этим согласен в части терапии, но никак не коучинга или психологической консультации-ориентировки. То есть консультировать и коучить друзей я могу. Потому что в этом нет «залезания в душу» :).
Апдейт. Понял, что одинарных отношений в нашем обществе в настоящее информационно-открытое время практически не бывает. Начал иногда работать с друзьями тоже. И в семье мы друг с другом работаем. Однажды на нарративной конференции был воркшоп о работе в семьях — выяснилось, что почти все так делают.

Ссылка на файл с этическим кодексом ППЛ («Профессиональной психотерапевтической лиги») — многие положения мне созвучны. Некоторые ко мне не применимы, поскольку я не являюсь членом ППЛ. Некоторые не относятся к этике.

http://www.facebook.com/groups/305330262848504/doc/333148826733314
Конспект главы «Этика социальной работы, постмодернистская этика… и где им сойтись» (Гэри Пакин, «Клиническая социальная работа: нарративный подход»). — Составила Д. Кутузова.

Над этим я очень много думаю. В частности, думаю, что мог бы перенять оттуда много полезного для себя и своих клиентов. Постановку вопросов, например.
Я буду им вдохновляться, когда стану прописывать все это более комплексно и подробно.

В шаманских практиках я, пожалуй, не могу выделить никаких принципов, кроме «не навреди». Если применяю их «сами по себе», а не в рамках какого-либо из сеттингов (терапия, консультирование, коучинг).
То же самое с Рэйки.

Пока что пусть этот свод ссылок и принципов полежит в таком виде. Я буду его додумывать, дополнять и дописывать. И ссылку из профиля дам.

Если у вас есть какие-то вопросы, то задавайте! Я мог просто не учесть какой-то важный для вас аспект. Или не догадаться сказать это словами :).
Например, можно (и нужно, если интересует) уточнять, какой (конкретный) пункт по ссылкам выше я полностью принимаю, а какой с оговорками (и какими именно). Про каждый я сейчас сразу написать не осилю. И не знаю, насколько это целесообразно.

Период отстоя:
Если сначала была краткосрочная пси-работа/коучинг (кроме семинаров), то по умолчанию минимум полгода после последнего обращения до каких-либо других отношений.

Если сначала была терапия, то по умолчанию минимум год (лучше два) после окончания до каких-либо других отношений.

Семинары у нас для всех, так что никаких дополнительных ограничений они не накладывают (кроме правил самих семинаров).
___________________________________

АПДЕЙТ 16 апреля 2021:

Мы с Рэйчел наконец нашли себе подходящий этический кодекс!

У нашей любимой нарративной практики его по-прежнему просто нет, а вот у феминистской терапии есть!
Он весь о том, чтобы думать головой и учитывать контекст.
И мы уверены, что через лет десять это будет мейнстримом. А модель «регрессировавший клиент — властный терапевт» окончательно отомрет и уйдёт в прошлое, заменившись на ответственность и договороспособность обеих сторон. И на умение учитывать властные отношения из более широкого контекста, просачивающиеся то и дело в пространство терапевтических отношений. В прошлое уйдёт манера работать с реалиями внешней жизни как с чувствами и фантазиями клиента. Кабинетная психотерапия этого извода перестанет быть актуальной.
Вот он: Этический кодекс Института феминистской терапии
Там все написано феминитивами, мы так не пишем, но это единственное расхождение.
Клиент — взрослый дееспособный человек, и это важно.

К вопросу о феминизме, чтобы не было сомнений: мы относим себя к феминизму третьей волны (транс*инклюзивному).

Метки , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий