Некогда на Фейсбуке в группе «Нарративная практика» случился очень содержательный и насыщенный разговор.
Вот здесь: http://www.facebook.com/groups/30533026
Я его уже упоминал вот здесь.
И я там как-то здорово разговорился, так что сейчас буду сюда таскать куски оттуда, дополнять и разворачивать.
Тем более что Фейсбуком не все пользуются, то есть не все могут прочитать.
А тем, кто может, я как раз очень рекомендую дискуссию целиком — там было затронуто множество разных важных и увлекательных тем!
Привожу важные для меня выдержки из разговора.
Мне кажется, они отвечают на вопрос, как я работаю (а как не работаю).
Все тексты этой серии можно найти в разделе «Формы и методы работы«.
«Т.» — это я.
Другие реплики привожу выборочно — насколько нужно для контекста.
Julia Lokkova:
Коллеги, оперируете ли вы в своей практике понятием «сопротивление»? Если да, то какой смысл вкладываете в этот термин? Если нет, то сталкиваетесь ли вы с теми явлениями, которые принято относить к сопротивлению, и как их себе объясняете и как с ними работаете?
Т.:
В свое время Маша Егорова нам (учебной группе то ли по работе с травмой, то ли на расстановочной) сказала: «Если у вас в голове хотя бы забрезжило слово «сопротивление», это значит, что вы УЖЕ насилуете клиента» (и пора срочно остановиться).
Я с тех пор очень ориентируюсь на эту идею.
Причем тут даже не важно, что именно я вкладываю в это понятие. Важно, что у меня возникло это ощущение и слово. Значит, я — как минимум, в моем понимании, — уже «сверху» и «лучше знаю». А это уже вредно. Поэтому мне такой ориентир удобен.
А от Дарьи Кутузовой (dk_narrativ — один из рабочих журналов) я в свое время почерпнул вторую мысль, которая отвечает мне на вопрос «что теперь делать-то?»: о том, что если клиент «не понимает», значит разговор вышел за пределы его зоны ближайшего развития (да и просто за пределы нашего с ним общего, разделяемого понимания). И надо «отступить назад, на знакомую почву — подойти поближе, вернуться на дорогу», так я для себя это понял и обозначил.
А про третью даже не мысль, а ощущение только что мелькнуло выше — про «эмоционально заряженный материал, с которым надо осторожно обходиться». У меня это именно физические ощущения, которые можно сформулировать как «тут какая-то мина, тут горячо, тут страшно, тут обвал и т.д.» — образы какие-то, порой довольно четкие (я шаман — это как-то с этим связано). Если мне это кажется уместным, я могу их осторожно озвучить, обставив вводными словами, чтобы не навязывать свое видение. Часто оказывается полезным, продвигает куда-то.
Daria Kutuzova:
Юля, а можно тогда перечислить сразу те явления, которые в различных направлениях принято относить к сопротивлению? Чтобы мы все были, как говорится, on the same page?
Julia Lokkova:
Например: когда терапия в целом протекает успешно, но ходить на нее становится трудно, все время появляются какие-то более важные дела и находятся причины пропустить сессию, когда не хочется говорить терапевту о каких-то важных чувствах, событиях своей жизни, хотя в целом это может обсуждаться с другими людьми; когда человек «забывает» (и не один раз) о назначенной встрече с терапевтом, когда ему не хочется платить за терапию или он просит снизить стоимость терапии (хотя его финансовое положение остается прежним), когда клиент вдруг молчит всю сессию и не объясняет, что с ним происходит, когда у него исчезают темы для разговоров. То, что называется «сопротивлением переноса», когда клиент не говорит о своих чувствах к терапевту, боясь потерять уважение психолога или оскорбить его.
Nadeya Gradovskaya:
Я тут подумала, что <когда мы называем это> «сопротивлением», мне представляется метафора препятствия и существования напора. А потеря мотивации к терапии — скорее ослабление «потока». Это не ответ, а наблюдение… в конечном счете все термины так или иначе метафоры. (…)
Т.:
Почитал «напримеры» и идею про «ослабление потока». Идея очень понравилась, спасибо! Буду думать, куда ее приспособить :).
При этом в случае таких «напримеров» у меня срабатывает идея про авторскую позицию клиента — у меня она тут трактуется как «он/а сам лучше знает, как ему делать и что делать». Свои наблюдения я могу озвучить и спросить, а как он/а это видит — может, я вообще не с той колокольни гляжу и для себя интерпретирую.
Я вижу себя как спутника, сопровождающего, проводника — я не знаю «конечной цели» маршрута клиента, но могу знать что-то об особенностях каких-то местностей. Поэтому иногда могу — с много вводных слов — информировать о том, что бывает иногда вот такое-то и такое-то, не отзывается ли? Всякий раз ловлю при этом грань, чтобы не навязать свои представления о том, что с клиентом происходит.
А еще я очень помню — по себе же, — что при работе с травмой, например, часто подолгу бывает не до всего. Что-то в глубине происходит, а снаружи может казаться, что треп ни о чем. Или ходить к терапевту сейчас не за чем, так как новое все равно никуда не полезет. Стараюсь так спрашивать, чтобы понять, что происходит.
При этом на лайф-коучинг, консультирование и терапию у меня контракты различаются, но не формализованы (не написаны никак). Все устно оговаривается и регулируется по обстоятельствам. То есть если клиент перестал ходить — ну, перестал. Потом, может, опять начнет. А в процессе я на каждом повороте спрашиваю, туда ли мы вообще идем. Сеттинг* в долгосрочной терапии я вижу как опору для клиента, так что ему решать, нужна ли ему такая опора. — Я буду думать. Может быть, мне стоит делать это как-то структурированнее? Спасибо.
________________________________________
* Сеттинг — это четко оговоренные условия по времени, месту и формам взаимодействия: как часто, как долго, где, когда, какова оплата за пропущенный клиентом сеанс, за какое время стороны предупреждают друг друга о возможном пропуске, какие методы работы используются, каковы ее общие цели и т.д.
Обычно это то, что оговаривается до начала работы.
Контракт, кстати, — это обычно не бумага, а система устных договоренностей между помогающим практиком и клиентом, вырабатываемая в начале работы. Сюда входят конкретные цели работы, ее темы, запросы, ожидания сторон и пр. Так как на четкую формулировку запроса иногда может уйти не одна сессия (или одна долгая сессия), то это относится уже к работе. — Помощь в формулировании ответа на вопрос, чего именно хочет клиент и что ему нужно. И ответ практика, в чем из этого и как именно он может помочь. Когда это оговорено — контракт заключен. Потом может пересматриваться по мере продвижения в работе.
________________________
Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/16742.html
29 марта 2012
Там еще есть содержательные комментарии.