Про различия между лайф-коучингом, консультированием и терапией в моем понимании и исполнении

Сначала приведу отрывок из одного разговора в группе «Нарративная практика» на Фейсбуке. Он иллюстративен.
Ниже отдельно просуммирую.

«Т.» — это я.
Другие реплики привожу выборочно, для контекста.
Исходно речь шла про понятие сопротивления.

Julia Lokkova:
(…) Если говорить про мой опыт, то с частью этих явлений я сталкивалась именно в формате длительной (бессрочной) терапии.
Daria Kutuzova:
(…) А вопрос такой: как в твоем опыте конкретный человек, выбравший для себя «бессрочную» (вечную?) терапию, обозначает, зачем ему нужна такая область жизни, такая «нить», дополняющая другие сферы и нити его жизни?
Мне искренне любопытно. Я в свое время переводила супервизию аналитических терапевтов, по определению долгосрочную, и у меня с тех пор масса любопытства по поводу того, зачем кому это нужно.
<…>
Т.:
Я все не имею времени ответить про долгосрочную нарративную терапию, хотя очень хочу и опыт такой у меня есть, так хоть здесь скажу пока.
Я искатель, поэтому любое исследование — в том числе и в первую очередь себя — для меня является неиссякаемым источником роста. И это «время, которое только мне». Друзья часто заняты совсем, исчезают на неопределенное время, иногда просто уходят, а постоянный спутник в исканиях — это для меня очень важно. С ним не надо каждый раз все заново. И идти легче, быстрее и веселее. И «две головы лучше». И обратная связь.
Я свой лайф-коучинг («мировоззренческое консультирование»™) придумал именно для себя, на себе изначально. Если мне это нужно, то и кому-то еще может понадобиться. Просто кому-то его нужно немножко, кому-то больше, а лично мне постоянно бы.

Только для меня важное уточнение: в какой-то момент «долгосрочная терапия» уже переходит в сопровождение, в собственно коучинг. Терапия — это все ж таки, когда что-то сильно болит или какой-то завал есть, который конкретно мешает. А бывает же здоровье и просто жизнь со своими радостями и горестями. Вот там — уже просто сопровождение.
Daria Kutuzova:
Ну вот да, Трикстер: если идет длительная нарративная работа, направленная на укрепление ростков предпочитаемых историй, а не на собственно преодоление последствий тех или иных проблем, это «терапия» или что?
Т.:
О, я как раз вот писал, что даже крупный завал — это часто про коучинг. Тут важно, наверное, из-за чего он образовался и как именно переживается. А то, что ты описываешь — это точно сопровождение.
Я, наверное, сужу по восприятию. Если болит, то терапия. Если просто жизнь, то коучинг. — Какая метафора ближе: исцеления или путешествия. «От минуса к нулю» или «из точки А в точку Б».
При этом когда мне плохо, а мне подсовывают <традиционную нарративную> метафору путешествия, лично я могу яростно отплевываться. Потому что тогда история страдания не признается, задвигается.

(При этом не могу не отметить, что часто просто формат долгосрочного сопровождения называется «терапией» — как устоявшийся термин, пришедший из той же аналитической психологии. Подразумевается при этом «поиск себя», самопознание, укрепление своей жизненной позиции, расширение возможностей, исцеление и пр. То есть не подразумевается, что человек, обратившийся за помощью, непременно «болен». Вот болеть у него что-то может. Или что-то может его беспокоить, а самому/одному разобраться не удается.)
__________________________

Итак, как я вижу различие между коучингом, консультированием и психотерапией? — Кроме сказанного выше:

Во-первых, об этом написано здесь:
«Мой лайф-коучинг». — Обо всех трех и о коучинге (и «мировоззренческом консультировании»™) в частности. Подробно.

Во-вторых, мне ужасно нравится такое определение:
«Психотерапия — вход в собственный внутренний мир» (с) Наталья Кундрюкова.
По-моему, это удивительно точно!
Это создание условий для предпочитаемых внутренних изменений. Условий, в которых клиенту будет проще разобраться в себе, понять «куда он хочет попасть» и попасть туда, куда он хочет. Не снаружи, а внутри себя.
Это осмысление и переосмысление себя и своей жизни в сопровождении и с поддержкой терапевта.

В том числе, это работа на исцеление, если внутри что-то болит.
Ее часто невозможно выполнить в одиночку, потому что, например, травма так устроена (на семинарах-лекциях я об этом с упоением говорю; и вот здесь пишу). Даже если удается обойти ее защиты, это похоже на стоматологию или оперирование аппендицита на себе — больно, неудобно и неясно, зачем так (это очень часто используемый образ — я не знаю, кто его автор; я его слышал от Марии Егоровой). Как человек, имевший опыт и самостоятельного лечения травмы на себе, и с помощью, я уверен, что это описание правдиво. Вместе это делать легче, быстрее и приятнее (если это слово вообще применимо к этому процессу).
Впрочем, собственно про травму я буду еще потом писать много раз, скорее всего. — Я эту тему люблю настолько, насколько люблю живых, здоровых и довольных людей вокруг.

И это часто довольно долго, потому что многие процессы во внутреннем пространстве не умеют быстрее. Как с физическим ранением — как хорошо ни лечи, а заживать будет не мгновенно.
Травма не лечится инсайтом.

В-третьих, иногда не хватает просто знаний и/или взгляда на ситуацию со стороны или с неожиданного ракурса. И это консультирование. Ориентировка. Обычно это краткосрочный формат.

В-последних, это, конечно, не четкое деление: форматы могут перетекать друг в друга.
Хотели быстренько поконсультироваться, составили генограмму, начали с ней работать — и с увлечением ушли на год в терапию, которая потом перетекла в коучинг.
Приступили к терапии, потому что «все болит» — и обошлись одной сессией, когда выяснилось, что «болит» неудачное расположение себя в мире, которое оказалось легко изменить.
Начали с запроса на самоорганизацию — и обнаружили, что «себя в себе найти не могу».

Во время приема я часто спрашиваю: пойдем ли мы туда или туда? Будем решать эту задачу или какую-то другую? Какие методы сейчас предпочтительнее: шаманские, нарративные, телесные, расстановочные, …, этот или этот? — Нет ничего, что можно было бы сделать единственно правильным образом.
Идет клиент — я сопровождаю. И помогаю всем тем, что в моих силах.
Если запрос меняется, работаем по новому запросу. Пока они не иссякнут.

Темы возможны любые. Если что-то выйдет за пределы моей компетенции, я скажу. И посоветую, куда/к кому можно обратиться, если буду знать.

Примерный список знакомых мне направлений и примеры возможных запросов я подумываю написать, но не уверен, что это будет скоро.
Мне кажется, что вообще проще прийти и меня спросить, — я все равно всего многообразия мира не угадаю: кто что знает, а чего не знает.

Совсем краткий список направлений для работы есть здесь: «Предложения и цены».

Примеры вопросов про травму есть здесь: информационный семинар-ориентировка «Психологическая травма в нашей жизни» или информационный семинар «Душевная боль: понимание, преодоление, совладание, исцеление?».
А вот тут, скажем, по организации жизни и управлению временем был список:  семинар по самоорганизации «Управление отдыхом и делами».

________________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/17063.html
30 марта 2012

Метки , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий