Конспект нашего прямого эфира «Что такое навыки» от 2 августа 2019

Люда Орел:
Навыки бывают разные. Например, навык прыгать через скакалку — это моторный навык. Есть интеллектуальные навыки. Перцептивные, то есть навыки восприятия. Навыки, связанные с общением с другими людьми, — это будут коммуникативные навыки.

Вообще навыков и групп навыков можно выделить очень много и по самым разным принципам. Сейчас нам важно, что навык — это не что-то одно, что сразу приходит на ум, а что это очень много разных опций, которые можно себе натренировать.

Собственно, от многого другого навык отличается именно тем, что он ставится за счет тренировки и позволяет получать стабильный результат на автомате, то есть не задумываясь.

Да, результат не обязательно будет хорошим, он может быть стабильно хреновым, но воспроизводимым.

Определение:
Навык — способность/возможность деятельности, сформированная путем повторения и доведенная до автоматизма.

Теоретически все выглядит очень хорошо. Мы выполняем специально разработанные упражнения, и когда мы делаем это достаточно долго и с усердием, мы в конечном итоге овладеваем навыком.

На практике далеко не всегда мы являемся авторами определенного комплекса упражнений, которые мы выполняем, и даже более того, никто и не пытался приложить сознательный разум ко множеству социальных действий, в которых нас упражняют с детства и до того момента, пока мы не возьмем власть над своим мозгом и телом (а в конечном счете — своей жизнью) в свои руки.

Когда это происходит? У кого-то раньше, у кого-то позже, а у многих и вообще никогда.

Но в целом, для формирования навыка нужны три основных фактора: мотивация, определенный уровень развития и обратная связь. Это с точки зрения педагогической модели. А если посмотреть еще и со стороны биологии/психологии/медицины, необходим еще и свободный ресурс — больше, чем обычно, потому что научение — очень энергозатратная деятельность, тупо по калориям/джоулям, кто в чем считает.

Короче говоря, во-первых, научение не будет происходить у тех, кому оно не нужно. Кого и так все достаточно устраивает. (Анекдот про бармена и полицейского, «мне дешевле штрафы платить, чем руку сбивать».)

NB: в анекдоте бармен включил голову, посчитал прибыли и убытки и принял осознанное решение не менять свое поведение, а в жизни многие by default не допускают в голову идею о возможности что-то изменить. Это происходит из-за фобий («если я изменю свое поведение, я потеряю себя»), от недостатка ресурса («меня не хватит на переучивание») и неготовности искать дополнительный ресурс, из-за привычки сохранять некое социальное status quo, будь то пресловутые «духовные скрепы» или представления той или иной психологической школы, и по многим другим причинам.

Во-вторых, научение возможно только там, где под него уже есть база. Определенный уровень развития навыков. Например, чтобы научиться жонглировать, нужно уметь подбрасывать и ловить мячик одной и другой рукой.

Навыки опираются друг на друга, как этажи карточного домика. Чтобы поставить следующий этаж, нужно, чтобы остальные этажи стояли достаточно надежно, иначе вся конструкция схлопнется.

Кстати, забегая вперед, скажу, что свои пирамидки навыков можно строить из чего угодно, а не только из того, из чего их «положено» строить, к примеру, в системе среднего и высшего образования. Мой папенька объяснил мне теорию множеств, когда мне было пять лет, хотя традиционно до нее добираются уже в ВУЗах, да и то не во всех. Навыки при этом получаются очень прикольные, крафтовые, и ценятся понимающими людьми, среди которых могут быть ваши потенциальные клиенты, работодатели или партнеры, гораздо выше «фабричных», производимых масс-маркетом образования, со множеством дефектов и сильно ограниченными возможностями применения. Так что не бойтесь крафтить навыки из любого сора, как Анна Ахматова выращивала свои не ведающие стыда стихи.

В-третьих, нужна обратная связь, чтобы как-то соотносить то, что вы делаете, с тем, что у вас получается. Способность прогнозировать результат, сверяться с прогнозом и при необходимости корректировать свои действия часто приходится отращивать отдельно, потому что это умение не очень-то распространено даже среди тех, кто занимается обучением и воспитанием профессионально. Это во многом связано с отрывом обучения от практики: специалистам дают «правильные» методы, кое-как ориентируют на цели, и у них может в голове формироваться такая связка по умолчанию, что применение «правильных» методов гарантирует им достижение «правильных» целей. А вот привычка обращать внимание не только на цель и метод, но и на результат тоже, в этой системе не предусмотрена.

Педагогам, психологам и воспитателям, просто «работающим на работе, оплата деньгами» для жизни часто бывает достаточно просто воспроизводить усвоенный с детства и не отрефлексированный, несмотря на все образование, метод.

Система образования воспроизводит себя уже много веков, что не мешает людям в основной своей массе оставаться крайне необразованными. Вы столько не проживете, сколько она себя воспроизводит.

Но теория и практика психологии и педагогики — это не только бездумное воспроизведение определенных практик без связи с реальностью. В этой области есть и неглупые люди, и работающие технологии, в том числе позволяющие развивать рефлексивность мышления. Например, у нас на курсогруппах упражнения на рефлексию встроены в формат работы, и мы не уникальны в этом, для многих психологов и педагогов развитие рефлексии у своих клиентов, учеников и воспитанников — важный показатель качества того, что они делают, и один из основополагающих этических принципов.

Ну и последний фактор — ресурс. Чем меньше у вас сил, тем более мелкие шаги к освоению навыка будут вам доступны. Тем больше сил суммарно вам потребуется для освоения навыка. Кроме того, тем менее комплексные навыки будут вам доступны. И тем меньше навыков вам удастся превратить в умения (умение от навыка отличается большей гибкостью и возможностью применения в разных контекстах, в том числе очень далеких от условий его формирования).

Помните, мы говорили про «пирамидки навыков»? Так вот, каждая такая «пирамидка» в мозге представляет собой сеть взаимосвязанных и соподчиненных нейронов, каждый из которых хочет кушать. Если на половину этих клеток не хватило питания, то сеть уже не сработает, как надо. А последнее может случиться не только потому, что вы плохо поели, но и из-за того, что у вас активировалась система выживания или продолжения рода, болевой центр или еще что-то, оттягивающее ресурсы организма на собственное функционирование.

В русском фольклоре даже существует две известные противоречащие друг другу поговорки: «сытое брюхо к учению глухо» и «голодное брюхо к учению глухо». Не важно, находитесь вы в поисках пищи или же ресурсы вашего организма направлены на ее усвоение и переваривание, усвоение любого материала пойдет менее эффективно.

Ну и последний кусочек информации на сегодня, который будет своеобразной затравкой к вебинару «Педагогика и травма», но и сам по себе способен принести большую пользу.

То, что называется психической травмой — это процесс и результат действия защитного механизма мозга, позволяющего человеку физически выжить и сохранить адекватность действий в экстремально тяжелых, даже запредельных именно для этого человека ситуациях. При этом «запредельность» переживаний оценивается самим этим механизмом, а не сознанием человека или мнением специалиста. Механизм безлик, и он в ответ на определенные обстоятельства либо запускается, либо нет.

Что этот механизм делает? Он разрушает нейронные связи и изолирует перевозбужденные участки мозга, чтобы весь остальной мозг мог функционировать в штатном режиме, пока опасность не будет устранена.

Так вот, в этих изолированных участках мозга могут оказаться в том числе наши навыки или их части.

Причем если мы попытаемся восстановить связь с ними, наша защитная система может «решить», что для надежности будет лучше откусить кусок побольше. А если вырастим новый такой же — «решить», что и его тоже лучше заблокировать, а то как бы чего не вышло.

На вебинаре «Педагогика и травма» мы сосредоточимся именно на таких ситуациях и способах их решения, потому что в процессе обучения и самообучения они встречаются не так уж и редко.

Вебинар будет в ближайшую среду, 7 августа 2019 года, в 13:00.

Ближайшая курсогруппа, куда можно прийти за развитием рефлексивных навыков, знаниями о сезонности, упражнениями на осознанность, подготовкой к темному времени года и просто за человеческим теплом и участием, начинается в это воскресенье, 4 августа 2019 года, в 20:00, и пойдет до самого осеннего равноденствия, называется «7 недель до Урожая».

А в следующую пятницу в это же самое время в рамках бесплатного эфира на Фейсбуке мы будем рассказывать про то, почему богатые и здоровые в основном мотивированы на достижение, а бедные и больные — на избегание, и почему стратегия «перестать избегать и начать достигать» не гарантирует богатства и здоровья.

С вами были Люда/Кэп Орел и Трикстер.

До новых встреч на «Другом Глобусе»!

Метки . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий