Что я думаю о «мейнстриме» и «альтернативе» в психологической помощи/психотерапии (и не только)

Это я :)

Начало темы: http://trixter-psy.ru/?p=791

Отвечал в комментах здесь (http://lord-wander.livejournal.com/122532.html — «О «мейнстриме», «альтернативе», психотерапии и Старших Арканах Таро») и решил принести сюда. И ещё немного дописать.

Про «средних людей» — ты знаешь, я вот все думаю над твоим текстом…

В давние времена я считал, что действительно бывают «обычные» и «необычные» люди. «Обычностные» и «необычностные» методы. И, соответственно, «мейнстрим» и «альтернатива». С тех пор я много раз пересматривал структуру и наполнение этих понятий.

Моё имя родом из тех времён: Трикстер как проводник, в том числе — проводник изменений, проводник энергии более высокого порядка в систему более низкого порядка.

Я делил людей «по уровням», но сталкивался при этом с тем, что разные люди могут быть очень по-разному одарены, развиты и успешны в разных областях.

Потом я много-много учился у специалистов, которых считаю реально классными, и в процессе приходил к выводу, что, пожалуй, не бывает никаких «обычных» людей («матричных», как их называют в определённых кругах) в противовес «необычным». Люди для этого слишком сложны и многогранны. Да, многие вещи раскладываются по нормальному распределению, и есть люди, которые во многих проявлениях ближе к его краям, но в каждом человеке есть много-много всего, так что «обычные» люди — это, во многом, миф.

К этим специалистам — психотерапевтам, не эзотерикам — приходили самые разные на вид люди и в процессе работы в них открывались такие глубины, что дух захватывало. И это были очень похожие глубины, хотя и в очень индивидуальном преломлении, — и у «обычных» на вид, и у «необычных». Уровень архетипов, да.

Тогда я стал смотреть по вектору осознанности — при наличии этого потенциала у всех, развивают его люди в разной степени и применяют к совсем разным вещам.

Кроме того, я сообразил, что успешность может зависеть не от степени осознанности, а, наоборот, от следования дискурсам («эгрегорам») — простым, хотя и не всегда логичным и обычно неглубоким системам представлений и ценностей, в рамках которых можно «не думать» и при этом с лёгкостью находить себе «единомышленников».

При этом я сделал важное для себя открытие: успешность в определенных областях, по которым её часто измеряют, и радость жизни, удовлетворенность ею, полнота ее проживания — не синонимы, и зависимость между этими категориями не линейна. И вот здесь часто много путаницы.

Знакомство с нарративной практикой дало мне много инструментов и опор в размышлениях над взаимодействием людей и дискурсов. Помимо прочего, оттуда я взял идею, что не стоит путать «сущность» человека, направление и степень его развития, наличие у него определенных знаний, умений, навыков и представлений и его соответствие дискурсам, «нормативным» на определённой территории («мейнстримным»). — Это все разные вещи, формирующие весьма многомерную систему.

Практика показывает, что работа с людьми, даже приверженными распространенным дискурсам, эффективнее при использовании именно что «немейнстримных» методов и средств (если под «мейнстримом» понимать надевание своей кастрюли на чужую голову). Потому что иначе люди «подгоняются» к дискурсам, а не наоборот.

Мне видится важным «альтернативное» осознанное и целесообразное использование тех или иных архетипов, энергий, явлений, идей или позиций (Арканов) при работе, а не фокусировка только на одном или на другом.

При этом я вижу распространенность другого подхода и считаю его вредным, хоть и «мейнстримным» в окружающем обществе.

Между делом, я совсем не уверен, что большинство клиентов «хотят» от специалистов именно того, что получают. Я, скорее, вижу, что степень информированности о том, что возможно получить, критически низка.

Ты пишешь «вероятность того, что у клиента все-таки есть свой мозг» — по-моему, если клиент пришёл к специалисту своими ногами, эта «вероятность» равна ста процентам.

И, кстати, по моим наблюдениям и имеющимся у меня данным, самостоятельность мышления не избавляет от потребности в принятии и признании, ум и осведомленность не тождественны, а ряд травмированных структур исцеляется только определённого рода контактом, а не за счёт ума. И мастерство я вижу в том, чтобы помогать там и тем, где и чем надо, см. выше про разные Арканы и средства. И вижу вред в бездумном использовании «обычных» (привычных по тем или иным причинам) средств.

Я вижу маргинализацию и дискриминацию что клиентов, что специалистов в том, чтобы так расставлять границы между «мейнстримом» и «альтернативой». Вижу я и частотность явлений, на основании которой очень тянет ставить границы именно так. То есть вот такой «мейнстрим» является на этой территории доминирующим дискурсом, и хорошего я в этом вижу мало. Я знаю, что среди моих коллег, которые, с моей точки зрения, делают дело и включают голову, распространены «альтернативные» взгляды и что «фиговых психологов», с моей точки зрения, большинство. Что портит репутацию профессии и мешает людям получать качественную помощь. И в этом я вижу большую проблему.

Но считаю ли я при этом людей «обычными» и «необычными»?.. Скорее, я считаю «обычным человеческим» стремление к счастью, получению необходимой помощи и здоровью.

А вот какие средства оказались под рукой — это вопрос.

Делятся ли средства на «обычностные» и «необычностные» только по статистике? Если на какой-то территории исторически принято «чистить ружья кирпичом», является ли в действительности этот способ оптимальным, эффективным, целесообразным, «хорошим и правильным»? Всем ли подходит? Что об этом думают те, к кому он применяется? Почему, зачем и с какими последствиями его применяют те, кто это делает?

Мне представляется важным смотреть на взаимодействие людей, «обычных» (привычных) практик и идей и видеть его закономерности и последствия.

Дальнейшие комментарии см. здесь: http://lesley-f.livejournal.com/365190.html