Статья Люды Орел «Маркетинг работает примерно так же, как психоанализ»

Это я :)

Люда Орел:
«Маркетинг работает примерно так же, как психоанализ»

В беседе к слову пришлось, у меня были представления, что это общеизвестный факт. (.-:

Но, судя по реакции окружающих, имеет смысл объяснить, что я имею в виду.

Я имею в виду отслеживание собственного покупательского поведения, отслеживание покупательского поведения других людей, вычленение основных закономерностей и формирование действий на их основе.

В покупательском поведении обязательно будут свои мотивы, свои мифы и архетипы, поведенческие паттерны и т. д. И ошибки мышления, конечно, и иногда их довольно неприятно осознавать, особенно если в своем покупательском поведении ты «повелся» на какой-то известный прием, и теперь жалеешь об этом.

Маркетинг — это чаще всего не «чистое искусство». Когда мне говорят про «тыжмаркетолог», то имеют в виду обычно, что либо я умею доставать клиентов как белых кроликов из шляпы фокусника, либо что я специалист по массовому обману населения… Специалист, да. Только вот использовать эти умения можно по-разному. Скажем так, если у меня в ангаре стоит тяжелое вооружение, это не значит, что я буду палить из него по мирным жителям за умеренную плату. Тут мне недавно Джон Хенден (специалист по предотвращению суицидов) на своем семинаре «подарил» прекрасную формулировку: «Да, я согласен, что это манипуляции. Но это позитивные манипуляции к лучшему (для клиента).» Вот «позитивные манипуляции к лучшему» — это то, что я буду делать, а «манипуляции общественным сознанием с целью получения прибыли» — это то, что я не буду делать, если они перевешивают «манипуляции к лучшему», как-то так.

Но это немного в сторону от вопроса. Говоря о маркетинге и психоанализе, я имею в виду, конечно, глубину проработки материала. Разбора мотивов, внешних и внутренних импульсов, побуждающих человека на то или иное поведение, мифов, архетипов, представлений, влияния прошлого опыта и т. д. Комплексная деятельность становится возможна тогда, когда все это оказывается в фокусе внимания, когда все это учитывается при осуществлении деятельности — в данном случае, по продвижению продуктов и услуг.

Как-то так.

_______________________

Исходно: http://alterglobe.ru/blog/index.php?entryid=75

Про маркетинг и психоанализ — анонс статьи

Это я :)

«Маркетинг работает примерно так же, как психоанализ»
(с) Люда Орел
Дальше была развертка о конкретных сходствах, но это уже не так смешно :)

_____
Положил пока сюда: http://alterglobe.ru/blog/index.php?entryid=74
Потом надо будет статью написать с разверткой.

Про «50 оттенков серого»

Это я :)

Очередной раз встретился с трактовкой «50 оттенков» как смеси «Золушки» с мотивом спасательства (с отсылкой на созависимость).
Очередной раз удивился.
Решил записать то, что мы тут на эту тему надумали с момента прочтения.

Фильм я не смотрел, так что не знаю, что они там сделали, но книга оставила у меня совсем иное впечатление.
«Золушка» там за счет богатства героя есть, конечно, но героине-то как раз на это наплевать. Там, где не наплевать, ее больше смущает этот дисбаланс власти, чем привлекает.
Мотив «спасать» героиня то и дело рассматривает, но откладывает, когда это начинает обходиться ей слишком дорого. Вполне здравое поведение.
У нее отличный контакт с собой, высокий уровень рефлексии и принятия себя.
У нее вообще на редкость хорошо с личными границами. Про контракт вон они чуть ли не всю книгу бодаются вполне всерьез. И не только про контракт.
Нашла коса на камень: был у героя привычный способ совладания, а героиня не желает ему подчиняться, а хочет равноправных отношений.
Герои вымеряют границы, экспериментируют, включают голову, осмысляют происходящее, договариваются, растут, меняются.
Каждый из них пробует то, что для него совсем ново, и ассимилирует этот опыт.
Книга во многом про зрелость и ее формирование.

Я не вполне понимаю, как туда можно вчитать мотивы зависимости и виктимности (у героини; у героя-то они то и дело проскальзывают, как у более травмированного), хотя регулярно с этим встречаюсь :))
По-видимому, дело в знакомых образцах, чаще встречающихся у нас вокруг.
Какие-то детали похожи, и общее распознавание мотивов героев и сути ситуации идет в итоге неверно. Распознавание по маркерам вообще этим грешит.

Но если посмотреть на счастливый финал, то это результат целенаправленных действий героев по построению отношений, а не случайность.
И в этом-то разница.

___________________________

Исходно выложил здесь: http://lesley-f.livejournal.com/322032.html
На «Другом Глобусе»: http://alterglobe.ru/blog/index.php?entryid=73