«Психологические знания: как их применять» (Люда Орел) — на «Другом Глобусе»

Это я :)

Почему люди интересуются психологией и психотерапией?

Думаю, им просто интересно разгадывать тайны своей души. Плюс — им может быть важно решить какую-то задачу, которая обычными способами не решается. (Есть и еще один вариант — кто-то их беспощадно нормирует и советует «полечиться»; в таких случаях психотерапия тоже помогает, и нормирующим остается только искать себе другую жертву или самим как-то менять свои взгляды на жизнь.)

Так вот, про интерес.

А что если там, в глубинах подсознания, как раз и прячутся нужные ответы? А что если там чудовища и препятствия, призраками встающие на пути? Вообще, те сложности, которые мы испытываем, — они реальны или порождены ограничениями?

Все это ужасно интересно и непонятно. Про все это хочется узнать, во всем этом хочется разобраться.

Иногда тайны подсознания представляются настолько пугающими, что человек судорожно поглощает информацию по вопросу, не очень даже разбирая, где правда, а где вымысел.

При этом в психологии есть еще такой секрет… О нем многие знают, но немногие говорят. А именно: в психологии вымысел — практически все.

Сейчас благодаря развитию технологий магнитно-резонансной томографии мы можем соотнести психические процессы с активизацией определенных зон головного мозга, но и это не дает нам всех ответов.

Иногда мне кажется, что наиболее адекватный способ обращаться с психологическим знанием сводится к древнему напутствию: «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».

«Добрый молодец» — это наша активная, деятельная часть, — архетипические фигуры обычно слишком абстрактны, чтобы иметь выраженные половые признаки. Так что «красны девицы» могут не расстраиваться: для них в «сказках» тоже много уроков, важно только уметь делать из них нужные выводы.

Кстати, а что такое «нужные выводы»?

Тут часто возникает много путаницы. «Правильные выводы» из нашего детства часто несли одну полезную функцию: надо было «прочитать мысли» докучающего взрослого, озвучить их ему и таким образом избавиться от его утомительного общества.

Во взрослой жизни все не так и «нужный вывод» — это тот вывод, который необходим нам самим (как правило, чтобы справиться с определенной ситуацией). Более того, этот вывод невозможно «прочитать», так как он еще не существует в готовой форме — его нужно сформулировать. Для себя лично, своей собственной головой, основываясь на имеющейся информации. И еще не факт, что продукт нашей мыслительной деятельности действительно позволит решить имеющуюся задачу.

Это неприятно сознавать, поэтому многие люди так и ищут готовых рецептов и решений — и такие рецепты и решения действительно существуют, но для достаточно простых задач. Другие же прокладывают свой путь, отваживаясь действовать на свой страх и риск.

Теперь вернемся к психологическому знанию. Если вы относите себя скорее ко второй категории людей (категории, конечно, условны и зависят не только от общих, но и ситуативных факторов), вам наверняка пригодятся следующие вопросы для взаимодействия с психологическим знанием.

Позволяет ли данное описание реальности решить ваши насущные задачи? Какие проблемы оно (раз)решает, а какие создает? Есть ли в нем что-то, о чем вам хотелось бы еще подумать? Как все это встраивается в уже имеющиеся у вас знания о себе и о мире? Как вы думаете, если пойти за этим знанием дальше, что это для вас изменит? Будут ли эти изменения хороши для вас? Что вы могли бы сделать прямо сейчас, чтобы хорошие для вас изменения поскорее наступили?

__________________________

Отсюда: http://alterglobe.ru/blog/index.php?entryid=56

Про «людей без проблем»

Это я :)

Я много и охотно работаю с тремя категориями «людей без проблем».

Знаете, бывают такие?

— Те, кому окружающие уверенно сообщают, что их проблемы – это не проблемы.
— Те, кто уверен, что стечение обстоятельств их жизни никак не может быть проблемой, а плохо им по каким-то совсем другим причинам.
— Те, кто предпочитает говорить не «проблема», а «задача» (вот только порой оказывается, что решение поставленной задачи не решает соответствующую проблему, не улучшает ситуацию).

Вот тут еще чудесная статья (не моя) про нормы, относительно которых измеряется «отсутствие проблем»:
«Почему мне так хреново, хотя все вроде бы нормально»