Мой профессиональный этический кодекс

Это я :)

Вот здесь, в группе «Нарративная практика», произошел очень интересный и важный разговор об этических кодексах психотерапевтов. В том числе, разные участники давали ссылки на известные и близкие им кодексы. Решили еще пособирать информацию и свести воедино разные взгляды на «нарративную этику».

А меня это привело к идее сформулировать словами свой — довольно четкий у меня внутри — кодекс, чтобы те, кто ко мне обращается, могли с ним ознакомиться и знать, чего ожидать.
При этом, по-видимому, его нужно будет составлять отдельно для терапии, краткосрочного консультирования и коучинга. — Там везде своя специфика, хотя много есть и общего.

Из общего:
- Полная и безоговорочная конфиденциальность.
- Работа в интересах клиента и с центром на нем.
- «Не навреди» и бережность.
- Представление о том, что «психологические знания» — это или феноменология (с огромным простором для толкований), или метафоры. То есть душу и сознание никто не видел, не щупал и не знает, как они должны быть «правильно» устроены. Из этого следует очень многое о недирективности.
При этом есть огромное множество этих знаний и практик, которые в какой-то доле случаев прекрасно работают. Так что задача в том, чтобы совместно выбрать подходящие и достичь поставленной цели.

В принципе, об этом у меня много в профиле написано разными словами.

Из нарративного подхода (постмодернистского по сути своей) я точно взял идею неэкспертности помогающего лица («терапевта») и авторской позиции клиента. Проще говоря, специалистом по своей жизни каждый является сам. И терапевт не должен навязывать клиенту свои представления о «правильном» и как-то его «исправлять» под свои мерки. А должен помогать тому двигаться в предпочитаемую сторону.
Оттуда же представление об отсутствии единственно верных идей. Для меня это о том же — не надевать свою кастрюлю на чужую голову.
Идеи (и любую другую информацию) можно предлагать и обсуждать, но нельзя навязывать.

Как расстановщик и специалист по работе с семейной историей я также разделяю многие взгляды, представления и ценности системного семейного подхода и, соответственно:
Этический кодекс Европейской ассоциации семейной терапии (ЕАСТ)

Очень краткий, четкий и понятный, но — в силу своей лаконичности — неточный.
То есть я под ним подпишусь, но очень многое нужно бы развернуть.

Гуманистический подход мне крайне близок. И кодекс здесь подробнее.
«Этический кодекс психолога-консультанта»
(Материал взят из Этического кодекса Профессионального сообщества клиент-центрированных психологов и психотерапевтов.)

Здесь мне многое близко, но некоторое неприемлемо.
Например, я вслед за нарративщиками считаю, что принятие решения о прекращении терапии остается за клиентом.
А в вопросе отсутствия двойных отношений я с этим согласен в части терапии, но никак не коучинга или психологической консультации-ориентировки. То есть консультировать и коучить друзей я могу. Потому что в этом нет «залезания в душу» :).

Ссылка на файл с этическим кодексом ППЛ («Профессиональной психотерапевтической лиги») — многие положения мне созвучны. Некоторые ко мне не применимы, поскольку я не являюсь членом ППЛ. Некоторые не относятся к этике.

http://www.facebook.com/groups/305330262848504/doc/333148826733314
Конспект главы «Этика социальной работы, постмодернистская этика… и где им сойтись» (Гэри Пакин, «Клиническая социальная работа: нарративный подход»). — Составила Д. Кутузова.

Над этим я очень много думаю. В частности, думаю, что мог бы перенять оттуда много полезного для себя и своих клиентов. Постановку вопросов, например.
Я буду им вдохновляться, когда стану прописывать все это более комплексно и подробно.

В шаманских практиках я, пожалуй, не могу выделить никаких принципов, кроме «не навреди». Если применяю их «сами по себе», а не в рамках какого-либо из сеттингов (терапия, консультирование, коучинг).
То же самое с Рэйки.

Пока что пусть этот свод ссылок и принципов полежит в таком виде. Я буду его додумывать, дополнять и дописывать. И ссылку из профиля дам.

Если у вас есть какие-то вопросы, то задавайте! Я мог просто не учесть какой-то важный для вас аспект. Или не догадаться сказать это словами :).
Например, можно (и нужно, если интересует) уточнять, какой (конкретный) пункт по ссылкам выше я полностью принимаю, а какой с оговорками (и какими именно). Про каждый я сейчас сразу написать не осилю. И не знаю, насколько это целесообразно.

UPD:
(http://trixter-psy.livejournal.com/29580.html)
Консультирование/краткосрочную работу (работу по отдельным запросам) с другими отношениями я сочетать берусь, если эти отношения возникли до первого обращения.
Если при этом всплывает что-то, что нужно на глубинную долгосрочную терапию, — я буду рекомендовать других специалистов.

Если сначала была краткосрочная пси-работа/коучинг (кроме семинаров), то минимум полгода после последнего обращения до каких-либо других отношений.

Никакую регулярную терапию я больше ни с какими другими отношениями сочетать не берусь.
Если сначала была терапия, то минимум год после окончания до каких-либо других отношений.
___________________________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/15975.html

Про гендерный нестандарт

Это я :)

«Почему в мужском роде?»

На Фейсбуке написал по необходимости, выложу и здесь.

Мне так комфортнее, как показала многолетняя практика.
Я андрогин (бигендер) — как и многие другие шаманы, хотя и не только они, — и мне важно это в чем-то проявлять.
Да и гендерно-неоднозначным клиентам так со мной проще — сразу понятно, что так тоже можно.
Я очень много работаю про можность быть и жить так, как хотелось бы. При этом было бы странно самому мимикрировать там, где мне жмет :)

Подробнее я писал об этом пару лет назад в статье для «Нарративной библиотеки»:
«Жизнь в нестандарте: гендерная самоидентификация и нарративный подход»

P.S.
Вот здесь есть моя фотография, если что:
«Говорящая лошадь!»

И на Фейсбуке/ВКонтакте есть, см. «Координаты».
___________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/20175.html

Про мое имя

Это я :)

Сформулировал в переписке на Фейсбуке ответ на часто задаваемый мне вопрос «кто/что такое трикстер?»:

Трикстер — тот, кто вносит энергию системы нового порядка в существующую. Сначала получается некоторый хаос с точки зрения имевшегося порядка, потом получается хорошо :)


Для меня это понятие полностью описывает то, что я делаю. Я индивидуальный консультант — шаман, коуч и психолог-практик. Когда кто-то разбирается в том, как переустроить свою жизнь по-новому и к лучшему, часто нужно что-то в этом роде.

Сначала было имя и тот стиль, из-за которого оно мне было важно, а потом оформилось осознание профессий.
Слишком уж часто собеседники отмечали, что что-то заметно меняется от общения со мной — иногда даже не в связи с тем, что конкретно я делаю, а просто в поле присутствия.
Тогда я стал учиться осознанно делать то, что помогает осуществлять эти изменения, поддерживать их реализацию и предпочитаемую собеседниками направленность.

Понятие в целом из философии, мифологии и прилегающих окрестностей, таких как аналитическая психология.

А на практике это означает, что вот существует некий уклад жизни, например. Привычный порядок вещей. Привычный, но не всегда устраивающий. И для того, чтобы перейти к более предпочтительному, приходится что-то менять. А в самом процессе изменений много нового, непривычного, неудобного, пугающего, тревожного. И трикстер — это проводник в процессе этих изменений. Или проводник этих изменений — как посмотреть. Потом складывается новый порядок, чем-то более удобный своему владельцу.
А потом и в нем может захотеться что-то изменить.

Сфера приложения при этом может быть любая :). Это архетипическое понятие.

UPD: и еще пара слов про идентичность
(там важные комментарии, поэтому на сайт не переношу)
__________________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/21511.html
Там комментарии и в них еще ссылки.
__________________________