Про различия между лайф-коучингом, консультированием и терапией в моем понимании и исполнении

Это я :)

Сначала приведу отрывок из одного разговора в группе «Нарративная практика» на Фейсбуке. Он иллюстративен.
Ниже отдельно просуммирую.

«Т.» — это я.
Другие реплики привожу выборочно, для контекста.
Исходно речь шла про понятие сопротивления.

Julia Lokkova:
(…) Если говорить про мой опыт, то с частью этих явлений я сталкивалась именно в формате длительной (бессрочной) терапии.
Daria Kutuzova:
(…) А вопрос такой: как в твоем опыте конкретный человек, выбравший для себя «бессрочную» (вечную?) терапию, обозначает, зачем ему нужна такая область жизни, такая «нить», дополняющая другие сферы и нити его жизни?
Мне искренне любопытно. Я в свое время переводила супервизию аналитических терапевтов, по определению долгосрочную, и у меня с тех пор масса любопытства по поводу того, зачем кому это нужно.
<…>
Т.:
Я все не имею времени ответить про долгосрочную нарративную терапию, хотя очень хочу и опыт такой у меня есть, так хоть здесь скажу пока.
Я искатель, поэтому любое исследование — в том числе и в первую очередь себя — для меня является неиссякаемым источником роста. И это «время, которое только мне». Друзья часто заняты совсем, исчезают на неопределенное время, иногда просто уходят, а постоянный спутник в исканиях — это для меня очень важно. С ним не надо каждый раз все заново. И идти легче, быстрее и веселее. И «две головы лучше». И обратная связь.
Я свой лайф-коучинг («мировоззренческое консультирование»™) придумал именно для себя, на себе изначально. Если мне это нужно, то и кому-то еще может понадобиться. Просто кому-то его нужно немножко, кому-то больше, а лично мне постоянно бы.

Только для меня важное уточнение: в какой-то момент «долгосрочная терапия» уже переходит в сопровождение, в собственно коучинг. Терапия — это все ж таки, когда что-то сильно болит или какой-то завал есть, который конкретно мешает. А бывает же здоровье и просто жизнь со своими радостями и горестями. Вот там — уже просто сопровождение.
Daria Kutuzova:
Ну вот да, Трикстер: если идет длительная нарративная работа, направленная на укрепление ростков предпочитаемых историй, а не на собственно преодоление последствий тех или иных проблем, это «терапия» или что?
Т.:
О, я как раз вот писал, что даже крупный завал — это часто про коучинг. Тут важно, наверное, из-за чего он образовался и как именно переживается. А то, что ты описываешь — это точно сопровождение.
Я, наверное, сужу по восприятию. Если болит, то терапия. Если просто жизнь, то коучинг. — Какая метафора ближе: исцеления или путешествия. «От минуса к нулю» или «из точки А в точку Б».
При этом когда мне плохо, а мне подсовывают <традиционную нарративную> метафору путешествия, лично я могу яростно отплевываться. Потому что тогда история страдания не признается, задвигается.

(При этом не могу не отметить, что часто просто формат долгосрочного сопровождения называется «терапией» — как устоявшийся термин, пришедший из той же аналитической психологии. Подразумевается при этом «поиск себя», самопознание, укрепление своей жизненной позиции, расширение возможностей, исцеление и пр. То есть не подразумевается, что человек, обратившийся за помощью, непременно «болен». Вот болеть у него что-то может. Или что-то может его беспокоить, а самому/одному разобраться не удается.)
__________________________

Итак, как я вижу различие между коучингом, консультированием и психотерапией? — Кроме сказанного выше:

Во-первых, об этом написано здесь:
«Мой лайф-коучинг». — Обо всех трех и о коучинге (и «мировоззренческом консультировании»™) в частности. Подробно.

Во-вторых, мне ужасно нравится такое определение:
«Психотерапия — вход в собственный внутренний мир» (с) Наталья Кундрюкова.
По-моему, это удивительно точно!
Это создание условий для предпочитаемых внутренних изменений. Условий, в которых клиенту будет проще разобраться в себе, понять «куда он хочет попасть» и попасть туда, куда он хочет. Не снаружи, а внутри себя.
Это осмысление и переосмысление себя и своей жизни в сопровождении и с поддержкой терапевта.

В том числе, это работа на исцеление, если внутри что-то болит.
Ее часто невозможно выполнить в одиночку, потому что, например, травма так устроена (на семинарах-лекциях я об этом с упоением говорю; и вот здесь пишу). Даже если удается обойти ее защиты, это похоже на стоматологию или оперирование аппендицита на себе — больно, неудобно и неясно, зачем так (это очень часто используемый образ — я не знаю, кто его автор; я его слышал от Марии Егоровой). Как человек, имевший опыт и самостоятельного лечения травмы на себе, и с помощью, я уверен, что это описание правдиво. Вместе это делать легче, быстрее и приятнее (если это слово вообще применимо к этому процессу).
Впрочем, собственно про травму я буду еще потом писать много раз, скорее всего. — Я эту тему люблю настолько, насколько люблю живых, здоровых и довольных людей вокруг.

И это часто довольно долго, потому что многие процессы во внутреннем пространстве не умеют быстрее. Как с физическим ранением — как хорошо ни лечи, а заживать будет не мгновенно.
Травма не лечится инсайтом.

В-третьих, иногда не хватает просто знаний и/или взгляда на ситуацию со стороны или с неожиданного ракурса. И это консультирование. Ориентировка. Обычно это краткосрочный формат.

В-последних, это, конечно, не четкое деление: форматы могут перетекать друг в друга.
Хотели быстренько поконсультироваться, составили генограмму, начали с ней работать — и с увлечением ушли на год в терапию, которая потом перетекла в коучинг.
Приступили к терапии, потому что «все болит» — и обошлись одной сессией, когда выяснилось, что «болит» неудачное расположение себя в мире, которое оказалось легко изменить.
Начали с запроса на самоорганизацию — и обнаружили, что «себя в себе найти не могу».

Во время приема я часто спрашиваю: пойдем ли мы туда или туда? Будем решать эту задачу или какую-то другую? Какие методы сейчас предпочтительнее: шаманские, нарративные, телесные, расстановочные, …, этот или этот? — Нет ничего, что можно было бы сделать единственно правильным образом.
Идет клиент — я сопровождаю. И помогаю всем тем, что в моих силах.
Если запрос меняется, работаем по новому запросу. Пока они не иссякнут.

Темы возможны любые. Если что-то выйдет за пределы моей компетенции, я скажу. И посоветую, куда/к кому можно обратиться, если буду знать.

Примерный список знакомых мне направлений и примеры возможных запросов я подумываю написать, но не уверен, что это будет скоро.
Мне кажется, что вообще проще прийти и меня спросить, — я все равно всего многообразия мира не угадаю: кто что знает, а чего не знает.

Совсем краткий список направлений для работы есть здесь: «Предложения и цены».

Примеры вопросов про травму есть здесь: информационный семинар-ориентировка «Психологическая травма в нашей жизни» или информационный семинар «Душевная боль: понимание, преодоление, совладание, исцеление?».
А вот тут, скажем, по организации жизни и управлению временем был список:  семинар по самоорганизации «Управление отдыхом и делами».

________________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/17063.html
30 марта 2012

Что происходит, когда вы работаете с психологом?

Это я :)

Ура! Глубоко уважаемая мной Людмила Петрановская сделала мне неожиданный и щедрый подарок, за что ей огромная моя благодарность.

В своем посте «Что происходит в работе с психологом?» она рассказала очень многое из того, что я уже давно и безнадежно формулирую (успел за это время набросать половину книги о травме).
Тут и «зачем», и «почему», и «как это устроено», и про формы и методы работы (например, чем терапия отличается от консультирования; свой ответ на этот вопрос я вот здесь давал, только у меня там еще про мой любимый лайф-коучинг, и вот здесь), и почему иногда работа бывает не нужна, и многое другое.
В конце приведен даже краткий список других (кроме работы с травмой) направлений: актуальные кризисы, конфликты, то или иное самоопределение, поиск решения текущих задач, исследовательская работа для лучшего понимания себя и своей жизни и пр.

Итак, Людмила Петрановская: «что же, собственно, такого особенного происходит при работе с психологом, чего нельзя и самому, по книжкам, достичь? И не опиум ли это для народа, когда на самом деле нужно просто не раскисать, мало ли что травмы, все равно справляться самому, а не заводить себе «друга за деньги».
Окончательно меня вдохновил неделю назад полученный комментарий, вот такой: (читать дальше в ЖЖ у автора)»

От себя вот прямо по теме поста добавлю только одно: многое, чего можно достичь со специалистом, возможно и «самому, по книжкам», не вопрос. Но лично мое мнение (и как клиента тоже — на большом опыте) заключается в том, что вместе с кем-то умелым это делать легче, быстрее, эффективнее, увереннее и веселее.
Надо будет как-нибудь про свой клиентский опыт написать подробнее для интереса.
Впрочем, ремонт в доме я тоже почти никогда не делаю «сам, один, по книжкам». Пару раз делал, но задалбывает.

_______________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/28056.html
26 ноября 2013

И там есть хорошее обсуждение в комментариях.

Про «сопротивление клиента» (почему я не пользуюсь этим понятием)

Это я :)

Некогда на Фейсбуке в группе «Нарративная практика» случился очень содержательный и насыщенный разговор.
Вот здесь: http://www.facebook.com/groups/305330262848504/332599183454945
Я его уже упоминал вот здесь.

И я там как-то здорово разговорился, так что сейчас буду сюда таскать куски оттуда, дополнять и разворачивать.
Тем более что Фейсбуком не все пользуются, то есть не все могут прочитать.
А тем, кто может, я как раз очень рекомендую дискуссию целиком — там было затронуто множество разных важных и увлекательных тем!

Привожу важные для меня выдержки из разговора.
Мне кажется, они отвечают на вопрос, как я работаю (а как не работаю).
Все тексты этой серии можно найти в разделе «Формы и методы работы«.

«Т.» — это я.
Другие реплики привожу выборочно — насколько нужно для контекста.

Julia Lokkova:
Коллеги, оперируете ли вы в своей практике понятием «сопротивление»? Если да, то какой смысл вкладываете в этот термин? Если нет, то сталкиваетесь ли вы с теми явлениями, которые принято относить к сопротивлению, и как их себе объясняете и как с ними работаете?
Т.:
В свое время Маша Егорова нам (учебной группе то ли по работе с травмой, то ли на расстановочной) сказала: «Если у вас в голове хотя бы забрезжило слово «сопротивление», это значит, что вы УЖЕ насилуете клиента» (и пора срочно остановиться).
Я с тех пор очень ориентируюсь на эту идею.
Причем тут даже не важно, что именно я вкладываю в это понятие. Важно, что у меня возникло это ощущение и слово. Значит, я — как минимум, в моем понимании, — уже «сверху» и «лучше знаю». А это уже вредно. Поэтому мне такой ориентир удобен.

А от Дарьи Кутузовой (dk_narrativ — один из рабочих журналов) я в свое время почерпнул вторую мысль, которая отвечает мне на вопрос «что теперь делать-то?»: о том, что если клиент «не понимает», значит разговор вышел за пределы его зоны ближайшего развития (да и просто за пределы нашего с ним общего, разделяемого понимания). И надо «отступить назад, на знакомую почву — подойти поближе, вернуться на дорогу», так я для себя это понял и обозначил.

А про третью даже не мысль, а ощущение только что мелькнуло выше — про «эмоционально заряженный материал, с которым надо осторожно обходиться». У меня это именно физические ощущения, которые можно сформулировать как «тут какая-то мина, тут горячо, тут страшно, тут обвал и т.д.» — образы какие-то, порой довольно четкие (я шаман — это как-то с этим связано). Если мне это кажется уместным, я могу их осторожно озвучить, обставив вводными словами, чтобы не навязывать свое видение. Часто оказывается полезным, продвигает куда-то.

Daria Kutuzova:
Юля, а можно тогда перечислить сразу те явления, которые в различных направлениях принято относить к сопротивлению? Чтобы мы все были, как говорится, on the same page?
Julia Lokkova:
Например: когда терапия в целом протекает успешно, но ходить на нее становится трудно, все время появляются какие-то более важные дела и находятся причины пропустить сессию, когда не хочется говорить терапевту о каких-то важных чувствах, событиях своей жизни, хотя в целом это может обсуждаться с другими людьми; когда человек «забывает» (и не один раз) о назначенной встрече с терапевтом, когда ему не хочется платить за терапию или он просит снизить стоимость терапии (хотя его финансовое положение остается прежним), когда клиент вдруг молчит всю сессию и не объясняет, что с ним происходит, когда у него исчезают темы для разговоров. То, что называется «сопротивлением переноса», когда клиент не говорит о своих чувствах к терапевту, боясь потерять уважение психолога или оскорбить его.
Nadeya Gradovskaya:
Я тут подумала, что <когда мы называем это> «сопротивлением», мне представляется метафора препятствия и существования напора. А потеря мотивации к терапии — скорее ослабление «потока». Это не ответ, а наблюдение… в конечном счете все термины так или иначе метафоры. (…)
Т.:
Почитал «напримеры» и идею про «ослабление потока». Идея очень понравилась, спасибо! Буду думать, куда ее приспособить :).
При этом в случае таких «напримеров» у меня срабатывает идея про авторскую позицию клиента — у меня она тут трактуется как «он/а сам лучше знает, как ему делать и что делать». Свои наблюдения я могу озвучить и спросить, а как он/а это видит — может, я вообще не с той колокольни гляжу и для себя интерпретирую.
Я вижу себя как спутника, сопровождающего, проводника — я не знаю «конечной цели» маршрута клиента, но могу знать что-то об особенностях каких-то местностей. Поэтому иногда могу — с много вводных слов — информировать о том, что бывает иногда вот такое-то и такое-то, не отзывается ли? Всякий раз ловлю при этом грань, чтобы не навязать свои представления о том, что с клиентом происходит.
А еще я очень помню — по себе же, — что при работе с травмой, например, часто подолгу бывает не до всего. Что-то в глубине происходит, а снаружи может казаться, что треп ни о чем. Или ходить к терапевту сейчас не за чем, так как новое все равно никуда не полезет. Стараюсь так спрашивать, чтобы понять, что происходит.
При этом на лайф-коучинг, консультирование и терапию у меня контракты различаются, но не формализованы (не написаны никак). Все устно оговаривается и регулируется по обстоятельствам. То есть если клиент перестал ходить — ну, перестал. Потом, может, опять начнет. А в процессе я на каждом повороте спрашиваю, туда ли мы вообще идем. Сеттинг* в долгосрочной терапии я вижу как опору для клиента, так что ему решать, нужна ли ему такая опора. — Я буду думать. Может быть, мне стоит делать это как-то структурированнее? Спасибо.
_________________________________________

* Сеттинг — это четко оговоренные условия по времени, месту и формам взаимодействия: как часто, как долго, где, когда, какова оплата за пропущенный клиентом сеанс, за какое время стороны предупреждают друг друга о возможном пропуске, какие методы работы используются, каковы ее общие цели и т.д.
Обычно это то, что оговаривается до начала работы.

Контракт, кстати, — это обычно не бумага, а система устных договоренностей между помогающим практиком и клиентом, вырабатываемая в начале работы. Сюда входят конкретные цели работы, ее темы, запросы, ожидания сторон и пр. Так как на четкую формулировку запроса иногда может уйти не одна сессия (или одна долгая сессия), то это относится уже к работе. — Помощь в формулировании ответа на вопрос, чего именно хочет клиент и что ему нужно. И ответ практика, в чем из этого и как именно он может помочь. Когда это оговорено — контракт заключен. Потом может пересматриваться по мере продвижения в работе.

________________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/16742.html
29 марта 2012

Там еще есть содержательные комментарии.

Мой лайф-коучинг (и кратко про разные виды консультирования)

Это я :)

Почему «лайф»? — Потому что не «бизнес».

Что такое вообще коучинг?
Вот в Википедии статьи «Коучинг» и «Лайф-коучинг», например. Толковые. Да и просто у Гугла спросить можно — он охотно многое расскажет. Общее впечатление составить можно.

Я бы только одно уточнил (относительно указанных статей): и в коучинге, и в психологическом консультировании, и в психотерапии никто за человека его проблем не решает. Он всегда идет сам и находит собственные решения. Сопровождающий специалист ему в этом помогает, но за него это никак сделать не может. Так что это особенность не только коучинга.

А вот различаются эти три вида сопровождения, по-моему, направленностью:
Коучинг — на организацию пространства жизни, ее содержания и направления. Как там в Википедии: «баланс и гармоничное сочетание разных жизненных сфер — то есть баланс между семьёй, работой, карьерой, друзьями, здоровьем, хобби и так далее». Направленность «вовне». (Условно, разумеется: потребности, желания, цели, ценности, смыслы и приоритеты клиента все равно у него «внутри»).
То есть коучинг решает задачу «Что и как мне делать со своей жизнью?»
Психологическое консультирование — на вопросы столкновения внутреннего мира клиента и внешнего мира. Несколько шагов в обе стороны от этой границы.
То есть консультирование решает задачу «Как мне приспособить это к себе или себя к этому?»
Психотерапия — внутрь личности клиента (да, естественно, это не может не иметь внешних проявлений и последствий).
То есть психотерапия решает задачу изменения себя (и, следовательно) своей жизни таким образом, чтобы жить стало лучше. Часто это про изменение внутренней структуры. Про исцеление чего-то, что болит.
Это в очень общих чертах, схематично.

Мое самоназвание «проводник» подразумевает в том числе и это. Вот идет человек по горам. Сам идет. У него какие-то цели, предпочтения, надежды, ресурсы, понимания, умения и т.д. И результаты тоже будут его. А я просто умею ходить по горам, поэтому могу помочь ему в его пути.

В моем понимании, коучинг — это создание атмосферы, в которой человек может сам разобраться, чего он хочет и как это сделать оптимальным для себя образом. И сопровождение его в этом процессе. Это вопросы, расспрашивание, уточнение, помощь в достижении ясности, создание устойчивости и поддерживающей среды, свидетельствование продвижения по пути и так далее.

Как я учился коучингу и как я это делаю?
У жизни учился. Кроме экономического и психологического образования.
Много разговаривал с собой для начала, как жить и куда жить, как обустраивать свою жизнь. Потом разговаривал с другими. Книги и статьи читаю. Учусь всякому разному, чтобы знать, где в горах бывают обвалы и как от них спасаться, а где можно найти волшебные источники. Нарративный подход практикую.

Я занимаюсь именно лайф-коучингом.
Одним из основных моих методов является «мировоззренческое консультирование» (тм) и (с). Моя авторская методика. Возможно, напишу потом о ней отдельно и подробнее. Исследование и организация себя и своей жизни. Работа, рассчитанная на личностное развитие. И/или менеджмент жизненных кризисов.
Это индивидуальные консультации — иногда разовые, иногда циклические, смотря по запросу, которые рассчитаны на осознание клиентом ситуации, своих ресурсов, своей картины мира и выработку стратегии и тактики достижения желаемого.
«Мировоззренческое» — потому что очень часто выясняется, что одного только прояснения имеющейся системы ценностей, убеждений, представлений, приоритетов и т.п. хватает на разворачивание крыльев и успешный полет.

Сеттинг* выбирается вместе с клиентом — может быть, например, час в неделю регулярно, а могут быть «заплывы» по несколько часов под конкретные запросы.

Формат собственно работы классический коучинговый: я даю возможность подумать об себя о важных вопросах.
Задаю вопросы, старательно не даю советов, информирую о некоторых возможностях (например, отнести какой-то вопрос на психологическую работу — ко мне же или к кому-то еще, — а то не все знают, что нечто поддается исправлению), помогаю исследовать.

С организациями я не работаю — не люблю.
Если вдруг придет кто-то с бизнес/орг. вопросами, то я уточню, ко мне ли ему, и буду точно так же давать ему возможность думать об меня, задавая исследовательские вопросы, если он уверен, что ему ко мне.

Расстановку могу сделать, если нужно, хотя это уже не про коучинг. Но иногда надобится в процессе работы. Другие какие-то структурированные техники из психологических адаптировать под ситуацию и применить, если надо. Зависит от запроса и от контракта**.
__________________________

* Сеттинг — это четко оговоренные условия по времени, месту и формам взаимодействия: как часто, как долго, где, когда, какова оплата за пропущенный клиентом сеанс, за какое время стороны предупреждают друг друга о возможном пропуске, какие методы работы используются, каковы ее общие цели и т.д.
Обычно это то, что оговаривается до начала работы.

** Контракт — это обычно не бумага, а система устных договоренностей между помогающим практиком и клиентом, вырабатываемая в начале работы.
Сюда входят конкретные цели работы, ее темы, запросы, ожидания сторон и пр. Так как на четкую формулировку запроса иногда может уйти не одна сессия (или одна долгая сессия), то это относится уже к работе. — Помощь в формулировании ответа на вопрос, чего именно хочет клиент и что ему нужно. И ответ практика, в чем из этого и как именно он может помочь. Когда это оговорено — контракт заключен. Потом может пересматриваться по мере продвижения в работе.

 

__________________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/11658.html
13 февраля 2011

+
См. «Мнимые противоречия»

Формы и методы работы

Это я :)

Как я работаю, а как нет, и чего от меня ожидать

1. Многое есть в разделе «Предложения и цены»

2. «Мой лайф-коучинг (и кратко про разные виды консультирования)»

3. «Про различия между лайф-коучингом, консультированием и терапией в моем понимании и исполнении»

4. «Что происходит, когда вы работаете с психологом?»

5. «Про «сопротивление клиента» (почему я не пользуюсь этим понятием)»

… и далее по тегу http://trixter-psy.ru/?tag=условия-сотрудничества-и-координаты

Отзывы о моей работе

Это я :)

Редкие, но приятные отзывы о моей работе можно найти здесь по тегу «Отзывы и отчеты». Также некоторые из них лежат в рабочем журнале по тегу «Отзывы» и упоминаются в «Вопросах-ответах».

Последними по времени (на данный момент) особенно горжусь:
red_foks пишет:
Для меня крайне важной оказалась неакадемическая дистанция в работе. Мне было бы сложно работать в стерильном кабинете, с терапевтом в костюме и тщательно подбирая слова. Ты, твой дом и возможность говорить матом дают дистанцию ближе. Ты больше ощущаешься именно проводником и партнером по процессу, чем тем, кто руководит и знает лучше.
Мередифь добавляет:
«Вот же находят люди правильные слова! Только я, как последний болван, могу только небанально описывать банальное. А когда нужно рассказать о грандиозном, то как-то все слова меркнут и кажется, что сейчас описываю единорога, а по описанию получается ослик какой-то. :)»

Давний, но любимый отзыв от коллеги:
Люда Орел:

«Говорящая лошадь!
Весь вечер на арене*, только сегодня и только у нас!
<…>
Трикстер — гениальный консультант. Занимается не только коучингом, но и психотерапией. Работает с любыми проблемами, помогает справиться с любыми задачами. Владеет массой традиционных и нетрадиционных методов помочь человеку разобраться в себе и жить так, как он/а хочет.
<…>
* Трикстер рвется поделиться любимым анекдотом:
http://lesley-f.livejournal.com/99492.html»

Взято отсюда: «Говорящая лошадь!» (там полный текст с моей фотографией)

В копии на Фейсбуке меня тогда очень согрел комментарий от Виктора Степаненко (это такой гениальный краниальный остеопат):
«Трикстер и целевая аудитория — это как небо и земля, на горизонте всегда вместе ). С наилучшими пожеланиями!»

Мой профессиональный этический кодекс

Это я :)

Вот здесь, в группе «Нарративная практика», произошел очень интересный и важный разговор об этических кодексах психотерапевтов. В том числе, разные участники давали ссылки на известные и близкие им кодексы. Решили еще пособирать информацию и свести воедино разные взгляды на «нарративную этику».

А меня это привело к идее сформулировать словами свой — довольно четкий у меня внутри — кодекс, чтобы те, кто ко мне обращается, могли с ним ознакомиться и знать, чего ожидать.
При этом, по-видимому, его нужно будет составлять отдельно для терапии, краткосрочного консультирования и коучинга. — Там везде своя специфика, хотя много есть и общего.

Из общего:
- Полная и безоговорочная конфиденциальность.
- Работа в интересах клиента и с центром на нем.
- «Не навреди» и бережность.
- Представление о том, что «психологические знания» — это или феноменология (с огромным простором для толкований), или метафоры. То есть душу и сознание никто не видел, не щупал и не знает, как они должны быть «правильно» устроены. Из этого следует очень многое о недирективности.
При этом есть огромное множество этих знаний и практик, которые в какой-то доле случаев прекрасно работают. Так что задача в том, чтобы совместно выбрать подходящие и достичь поставленной цели.

В принципе, об этом у меня много в профиле написано разными словами.

Из нарративного подхода (постмодернистского по сути своей) я точно взял идею неэкспертности помогающего лица («терапевта») и авторской позиции клиента. Проще говоря, специалистом по своей жизни каждый является сам. И терапевт не должен навязывать клиенту свои представления о «правильном» и как-то его «исправлять» под свои мерки. А должен помогать тому двигаться в предпочитаемую сторону.
Оттуда же представление об отсутствии единственно верных идей. Для меня это о том же — не надевать свою кастрюлю на чужую голову.
Идеи (и любую другую информацию) можно предлагать и обсуждать, но нельзя навязывать.

Как расстановщик и специалист по работе с семейной историей я также разделяю многие взгляды, представления и ценности системного семейного подхода и, соответственно:
Этический кодекс Европейской ассоциации семейной терапии (ЕАСТ)

Очень краткий, четкий и понятный, но — в силу своей лаконичности — неточный.
То есть я под ним подпишусь, но очень многое нужно бы развернуть.

Гуманистический подход мне крайне близок. И кодекс здесь подробнее.
«Этический кодекс психолога-консультанта»
(Материал взят из Этического кодекса Профессионального сообщества клиент-центрированных психологов и психотерапевтов.)

Здесь мне многое близко, но некоторое неприемлемо.
Например, я вслед за нарративщиками считаю, что принятие решения о прекращении терапии остается за клиентом.
А в вопросе отсутствия двойных отношений я с этим согласен в части терапии, но никак не коучинга или психологической консультации-ориентировки. То есть консультировать и коучить друзей я могу. Потому что в этом нет «залезания в душу» :).

Ссылка на файл с этическим кодексом ППЛ («Профессиональной психотерапевтической лиги») — многие положения мне созвучны. Некоторые ко мне не применимы, поскольку я не являюсь членом ППЛ. Некоторые не относятся к этике.

http://www.facebook.com/groups/305330262848504/doc/333148826733314
Конспект главы «Этика социальной работы, постмодернистская этика… и где им сойтись» (Гэри Пакин, «Клиническая социальная работа: нарративный подход»). — Составила Д. Кутузова.

Над этим я очень много думаю. В частности, думаю, что мог бы перенять оттуда много полезного для себя и своих клиентов. Постановку вопросов, например.
Я буду им вдохновляться, когда стану прописывать все это более комплексно и подробно.

В шаманских практиках я, пожалуй, не могу выделить никаких принципов, кроме «не навреди». Если применяю их «сами по себе», а не в рамках какого-либо из сеттингов (терапия, консультирование, коучинг).
То же самое с Рэйки.

Пока что пусть этот свод ссылок и принципов полежит в таком виде. Я буду его додумывать, дополнять и дописывать. И ссылку из профиля дам.

Если у вас есть какие-то вопросы, то задавайте! Я мог просто не учесть какой-то важный для вас аспект. Или не догадаться сказать это словами :).
Например, можно (и нужно, если интересует) уточнять, какой (конкретный) пункт по ссылкам выше я полностью принимаю, а какой с оговорками (и какими именно). Про каждый я сейчас сразу написать не осилю. И не знаю, насколько это целесообразно.

UPD:
(http://trixter-psy.livejournal.com/29580.html)
Консультирование/краткосрочную работу (работу по отдельным запросам) с другими отношениями я сочетать берусь, если эти отношения возникли до первого обращения.
Если при этом всплывает что-то, что нужно на глубинную долгосрочную терапию, — я буду рекомендовать других специалистов.

Если сначала была краткосрочная пси-работа/коучинг (кроме семинаров), то минимум полгода после последнего обращения до каких-либо других отношений.

Никакую регулярную терапию я больше ни с какими другими отношениями сочетать не берусь.
Если сначала была терапия, то минимум год после окончания до каких-либо других отношений.
___________________________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/15975.html

Про гендерный нестандарт

Это я :)

«Почему в мужском роде?»

На Фейсбуке написал по необходимости, выложу и здесь.

Мне так комфортнее, как показала многолетняя практика.
Я андрогин (бигендер) — как и многие другие шаманы, хотя и не только они, — и мне важно это в чем-то проявлять.
Да и гендерно-неоднозначным клиентам так со мной проще — сразу понятно, что так тоже можно.
Я очень много работаю про можность быть и жить так, как хотелось бы. При этом было бы странно самому мимикрировать там, где мне жмет :)

Подробнее я писал об этом пару лет назад в статье для «Нарративной библиотеки»:
«Жизнь в нестандарте: гендерная самоидентификация и нарративный подход»

P.S.
Вот здесь есть моя фотография, если что:
«Говорящая лошадь!»

И на Фейсбуке/ВКонтакте есть, см. «Координаты».
___________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/20175.html

Про мое имя

Это я :)

Сформулировал в переписке на Фейсбуке ответ на часто задаваемый мне вопрос «кто/что такое трикстер?»:

Трикстер — тот, кто вносит энергию системы нового порядка в существующую. Сначала получается некоторый хаос с точки зрения имевшегося порядка, потом получается хорошо :)


Для меня это понятие полностью описывает то, что я делаю. Я индивидуальный консультант — шаман, коуч и психолог-практик. Когда кто-то разбирается в том, как переустроить свою жизнь по-новому и к лучшему, часто нужно что-то в этом роде.

Сначала было имя и тот стиль, из-за которого оно мне было важно, а потом оформилось осознание профессий.
Слишком уж часто собеседники отмечали, что что-то заметно меняется от общения со мной — иногда даже не в связи с тем, что конкретно я делаю, а просто в поле присутствия.
Тогда я стал учиться осознанно делать то, что помогает осуществлять эти изменения, поддерживать их реализацию и предпочитаемую собеседниками направленность.

Понятие в целом из философии, мифологии и прилегающих окрестностей, таких как аналитическая психология.

А на практике это означает, что вот существует некий уклад жизни, например. Привычный порядок вещей. Привычный, но не всегда устраивающий. И для того, чтобы перейти к более предпочтительному, приходится что-то менять. А в самом процессе изменений много нового, непривычного, неудобного, пугающего, тревожного. И трикстер — это проводник в процессе этих изменений. Или проводник этих изменений — как посмотреть. Потом складывается новый порядок, чем-то более удобный своему владельцу.
А потом и в нем может захотеться что-то изменить.

Сфера приложения при этом может быть любая :). Это архетипическое понятие.

UPD: и еще пара слов про идентичность
(там важные комментарии, поэтому на сайт не переношу)
__________________________

Исходно это было здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/21511.html
Там комментарии и в них еще ссылки.
__________________________

Абонементы на мои услуги

Это я :)

На мои услуги можно купить абонементы по скидочным ценам.
(Обычные цены для сравнения.)
Это предложение будет действовать, пока общее число клиентов не превысит мои возможности.

Абонементы:
50 часов = 75 тысяч (цена часа: 1500 р.) — действует год с момента покупки*
25 часов = 43 тысячи (цена часа: 1720 р.) — действует 6 месяцев с момента покупки*
12 часов = 24 тысячи (цена часа: 2000 р.) — действует 4 месяца с момента покупки*
5 часов = 11 тысяч (цена часа: 2200 р.) — действует 2 месяца с момента покупки*

* дата покупки = дата оплаты

Абонемент можно использовать по часу в неделю целый год или крупными кусками по несколько часов за встречу — как угодно.
Предложение «любой семинар в индивидуальном формате» тоже можно использовать в рамках абонемента.
Встречи возможны, как обычно, практически в любое время — можно договориться и на день, и на позднюю ночь, и на раннее утро.

Абонементом может пользоваться не только купивший!
Его можно дарить, передавать, использовать вскладчину.

В цену абонементов входит только сама работа — в Пущино или по скайпу. За прием в офисе (центр Москвы) и выезд к клиенту — доплата отдельно, как обычно.

Дополнительная скидка:
При условии оплаты на расчетный счет (реквизиты — по запросу):

  • 1000 р. на абонементы 50 и 25 часов
  • 500 р. на абонементы 12 и 5 часов

Примерный перечень услуг:

Лайф-коучинг
Психологическое консультирование
Психотерапия (в том числе терапия травмы, включая травму развития и нарциссическую травму)
Рэйки
Руны
Шаманские практики
Мист-исследования
Ценностное (смысложизненное) ориентирование
… и прочее увлекательное

Ссылка с приведенного выше списка ведет на страницу сайта, где написано обо мне.
Текущие предложения (подробнее) и цены можно посмотреть здесь: «Предложения и цены».

Вопросы и заявки — по следующим координатам или сюда в комменты (учтите, что они НЕ скрываются).

Распространение информации приветствуется!